- Рецепция античности
- эпизодич., в большей или меньшей степени социально обусловл., сознательное заимствование идей, материалов, мотивов из греко-рим. культурного наследия, берущихся за образец, с целью поставить его на службу собств. эстетич., этич., политич. и другим интересам. Его следует отличать от влияния античности, более или менее непрерывного, неосознанного заимствования хозяйств., научных и технич. достижений, а также языковых элементов (слов, выражений) более поздними культурами. К античности обращаются не ради нее самой, не ради «простого удовлетворения филологических интересов». «Даже тогда, когда мы чувствуем себя обязанными сделать что-либо для создания такого произведения, как «Антигона», мы можем это сделать только в том случае, если сделаем это произведение полезным для нас самих» (Брехт). Иными словами, совр. литература, в основе которой лежит Р. а., не является к.-л. отступлением от современности и эскапизмом. Среди др. культур, оказавших существ, влияние на развитие человечества, греко-рим. античность объективно занимает выдающееся место. В условиях демократич. греч. полисов гуманизм был поднят на новый качеств, уровень, характеризующийся новым пониманием сущности человека как творца самого себя и истории как процесса его самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования. Благодаря этим и другим отличительным чертам греко-рим. античность рецепцировалась в мировой культуре как качественно, так и количественно в большей степени, чем, например, египетская; в частности, все совр. виды и жанры литературы восходят к античности. Характер Р. а., как и любого другого культурного наследия, в определ. эпоху обусловливается различными факторами, не в последнюю очередь — уровнем и характером историч. науки о древности в предыдущие эпохи. Р. а. может происходить: 1. пассивно, осознанно и выборочно; либо непосредственно, как, например, в отношении произведений изобразительного искусства и архитектуры, которые позволяют получать «эстетическое наслаждение» (Маркс), даже не зная их предыстории; либо опосредованно, как, например, в отношении литературы; в роли посредника в этом случае выступает перевод, а применительно к драматургич. произведениям — инсценировка. 2. активно; через подражание, переделку или создание нового произведения на античную тему, например подражание античной лирике на основе подстрочного перевода, переделка античного произведения («Мир» Аристофана–Такса) или создание оригинального произведения с использованием античного материала («Омфала»; античного прототипа не существовало). Часто активная Р. а. представляет собой многоступенчатый процесс: античное содержание подвергается еще большему изменению; например, Б. Брехт при написании «Кориолана» брал за первооснову одноименное произведение Шекспира, а не античные источники; его «Антигона» восходила не к «Антигоне» Софокла, а к сочинению Гёльдерлина. Начала Р. а. относятся к самой античной эпохе, например сбор произведений литературы для передачи из одного поколения в другое. Целенаправл. отбор лит. произведений касался художеств, декламации эпич. произведений и инсценировки драм, лит. критики, истории и теории литературы (например, какие произведения приводит Аристотель в «Поэтике» в качестве примеров, а какие нет), составления резюме (epitomai), компиляций и антологий, цитирования, заимствований, пародий и травести. При отборе произведений происходила многоступенчатая рецепция: греч. оригинал переводился на лат. яз., затем на другой язык и т. д. Наивысшей фазой Р. а. в визант. литературе явился т. н. Палеологовский ренессанс, в Зап. Европе — раннее каролингское Возрождение в период становления буржуазии — ранний буржуазный Ренессанс («перед светлыми образами (греческой старины) исчезли средневековые призраки» (Энгельс)); в этот период возникают новые, антирелигиозные представления о мире и человеке с учетом античных воззрений. В эпоху Просвещения античный материализм, в первую очередь атомистика, оказал в условиях борьбы буржуазии за духовное раскрепощение от оков феодальной идеологии огромное воздействие на развитие философии и науки. Во время Французской революции представители буржуазии восприняли античные историч. иллюзии, чтобы «в своей страсти быть на высоте великой исторической трагедии» (Маркс). Нем. классика обратилась к прогрессивным элементам античной концепции человека, в первую очередь к возникшему в 5 в. до н. э. идеалу гармонич. сочетания свободной, творч. деятельности человека как независимой личности со служением общему делу. В 20 в. позднебуржуазная Р. а. частично затронула те стороны античной культуры, которые были связаны с мистич. представлениями, культивированием инстинктивных страстей; фашизм заимствовал в первую очередь античную воинственность. Прогрессивная буржуазная и социалистич. Р. а. обращается к антивоенным и другим созвучным нам чертам античной культуры. Примером плодотворной Р. а. в духе марксистского учения о культурном наследии может служить развитие сценич. искусства в ГДР начиная с 1945, в первую очередь пьеса драматурга Такса «Мир» (1962). В период величайших человеч. потрясений, вызванных войной, и безудержной гонки вооружений Гаке обращается к размышлениям Аристофана о том, что мир можно завоевать, лишь объединив усилия тех, кому он насущно необходим. Из других произведений авторов ГДР следует отметить пьесы Г. Мюллера «Филоктет» (1965) и «Античные открытия» (Шверин, 1982). Р. а. заметна в лирич. и эпич. творчестве нем. поэтов (Бехер, Маурер, Арендт, Фюман). С различной степенью интенсивности Р. а. проявляется, например, в Сенегале; поэт и президент этой страны Сенгор стремился объединить элементы античной культуры и негритюда. Важную роль в Р. а. в средние века сыграли арабы, занимавшиеся изучением и развитием античной философии, поэтики, естеств. наук и медицины. В немалой степени благодаря им с античной культурой познакомились другие народы. Важной представляется преемственность прогрессивных традиций в Р. а., например в отношении творчества Аристофана — от противника абсолютизма И. Г. Шлоссера и демократа Л. Зегера (оба являлись переводчиками Аристофана) к буржуазным гуманистам 20 в. Фейхтвангеру и Кортнеру (творчески переработавшим произведения Аристофана) и социалистич. авторам, таким, как Гаке. При Р. а. возникали, естественно, и недоразумения; например, в 18 в. возникший тогда свободный ритм в стихосложении ошибочно возводили к Пиндару. Также и «открытие» оперы связано с заблуждением: с ее помощью предполагали оживить античную трагедию.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.